Культура народов, населявших территории Нового Света в доколумбову эпоху, всегда привлекала к себе повышенное внимание ученых со всего мира. Не оставались в стороне от исследований и просто любознательные люди – десятки сорвиголов разных национальностей отправлялись в опасные экспедиции в дикие места Юкатана, Амазонии, перуанских пустынь для совершения открытий. Ушедшие с исторической сцены коренные народы Центральной и Южной Америки пленяли своей самобытностью, загадочностью и неповторимостью.
Растиражированный в последнее время средствами массовой информации календарь майя вновь привлек внимание общественности к тайнам этого древнего и некогда могучего народа. Теперь, наверное, каждый знает, что майяский календарь якобы «заканчивается» 21 декабря 2012 года, что дает богатейшую пищу для спекуляций шарлатанам различных мастей во всех уголках планеты. Однако что в действительности мы знаем о цивилизации майя и о людях, которые посвятили свою жизнь изучению языка и культуры этого народа?
Понять систему иероглифического письма майя пытались испанские и французские ученые монахи, американские и английские авантюристы и филологи, но предложить полноценную дешифровку не отдельных слов, а целых текстов сумел в середине прошлого столетия русский ученый Юрий Кнорозов.
О тонкой и кропотливой работе по изучению языков и культур народов доколумбовой эпохи, ведущейся российскими учеными совместно с их зарубежными коллегами, «VIGIL» побеседовал с профессором Галиной Ершовой — руководителем Мезоамериканского центра им. Ю. Кнорозова при Российском государственном гуманитарном университете.
«VIGIL»: Госпожа Ершова, расскажите нашим читателям, каким был вклад Юрия Кнорозова в изучение письменности и культуры майя?
Г.Ершова: Великий русский ученый Юрий Кнорозов известен, прежде всего, как человек, который расшифровал письмо майя. Причем созданный им метод дешифровки древних систем письма был применен к протоиндийской письменности и кахау ронго-ронго острова Пасхи. Кнорозов был одним из очень немногих исследователей-системщиков в области гуманитарных исследований. Он работал и над такой проблемой, как «теория коллектива», по которой принципы развития общества рассматриваются с позиции эволюции функций головного мозга.
Письмо майя было дешифровано в середине прошлого века. Первая статья Ю.В. Кнорозова «Древняя письменность Центральной Америки» вышла в свет в 1952 году. По признанию многих специалистов, с того момента мировая американистика вышла на принципиально иной уровень. Самым удивительным для западных ученых всегда оставался тот факт, что, работая над дешифровкой письма майя, Кнорозов ни разу не бывал ни в Мексике, ни в Гватемале. Лишь в 1990 году он впервые выехал в Гватемалу по приглашению президента этой центральноамериканской страны, а четыре года спустя — в Мексику по приглашению Национального института антропологии и истории (INAH). Он был счастлив увидеть своими глазами то, над чем работал всю свою жизнь.
Научный вклад Юрия Кнорозова совершенно уникален для нашей страны — он создал единственную всемирно признанную научную школу в области гуманитарных наук, посвященную не российскому, а мировому культурно-историческому наследию.
«V»: Расскажите, пожалуйста, об истории создания Центра. Кто стоял у истоков этого научного объединения?
Г.Е.: Учебно-научный Мезоамериканский центр был создан в 1998 году для сохранения уникальной научной школы изучения истории Латинской Америки. После смерти Юрия Кнорозова в 1999 году Центру было присвоено имя гениального российского ученого. Активное участие в создании Центра приняло посольство Мексиканских Соединенных Штатов. Так, по инициативе мексиканской стороны Центру была передана библиотека из 600 томов. В основном они посвящены истории и культуре Мексики. Многие издания оказались просто уникальными. Книги в библиотеку Центра передавали многие отечественные и зарубежные исследователи-американисты. В настоящее время уникальная и специальная библиотека насчитывает свыше 2500 томов.
Сегодня в Центре, активно сотрудничающим с институтами Российской академии наук, работают крупнейшие в нашей стране специалисты по Латинской Америке.
«V»: Центр действует в рамках Российского государственного гуманитарного университета. Как строится образовательный процесс?
Г.Е.: С момента своего создания университетский учебно-научный Центр выступает в качестве одной из кафедр. Состоялось несколько выпусков специалистов по истории и культуре Латинской Америки, а также выпуск политологов-латиноамериканистов.
В нашем Центре защищаются кандидатские и докторские диссертации. Естественно, сотрудники Центра участвуют в защитах соискателей других академических и образовательных учреждений.
Центр не стоит на месте, мы экспериментируем с различными формами обучения. Например, успешно проводили телемосты с ведущими высшими учебными заведениями Мексики, в ходе которых специалисты по мексиканской культуре, истории и внешней политике прочитали курс лекций для наших студентов.
С 2007 года ведется проект под названием: «Посольства латиноамериканских стран для студентов Центра». В РГГУ приглашаются послы и дипломаты государств Латинской Америки для чтения обзорных лекций о культуре, истории и политике своих стран. Эти лекции являются публичными и открытыми.
Стоит также отметить, что Центр успешно интегрируется в международное образовательное пространство, мы стремимся дать выпускникам равные с гражданами всего мира профессиональные возможности. В сотрудничестве с Университетом Веракруса и Университетом Табаско создаются образовательные программы для достижения уровня «двойных дипломов», что в перспективе позволит студентам получать дипломы РГГУ и одного из мексиканских университетов.
Выпускники Центра чрезвычайно востребованы в научных учреждениях, госструктурах, бизнес-структурах, телевидении, информационной журналистике и туризме.
«V»: Мезоамериканский центр известен в первую очередь как флагман в сфере изучения мезоамериканского письма и культуры исчезнувших цивилизаций, существовавших на территории Латинской Америки до появления европейцев. Каков спектр научных исследований возглавляемого Вами Центра?
Г.Е.: Широта и специфика научных интересов Юрия Кнорозова определила и направленность деятельности Мезоамериканского Центра РГГУ.
Прежде всего, речь идет об исследованиях в области древнего письма майя, а также истории и культуры доколумбовой Америки. Важной частью деятельности является разработка теоретических направлений, обозначенных Кнорозовым – таких как теория коммуникации, «теория коллектива», модели цивилизационного развития, археоастрономия, происхождение религиозного сознания и религиозные практики, теоретическая антропология. Нами исследуются причины и следствия миграционных и социальных проблем, этнических конфликтов, этно-экологического конфликта, геополитических и геоэкономических процессов.
Сейчас в состоянии разработки находятся следующие проекты:
1. «Эпиграфическое наследие Мезоамерики» — долгосрочная программа работы Центра, связанная с сохранением и развитием научной школы Кнорозова.
2. «Происхождение религиозного сознания» — это направление исследований было одним из главных для Юрия Кнорозова. Здесь исследуются явления, характерные для всех традиционных культур и религиозных систем. Они являются универсальными, поскольку определяются особенностями работы головного мозга человека. Мы комплексно изучаем тексты, феномены, обряды и практики, поведенческие модели, сравнительные исследования с привлечением специалистов по психофозиологии. Это направление не имеет четкой региональной привязки. Так, одним из больших проектов стало изучение феномена бурятского ламы Итигелова, сохранявшегося под землей на протяжении 75 лет.
3. «Теория коллектива: законы развития общества» — это условное название было предложено Юрием Кнорозовым в 1950-е годы для определения новой области изучения, связанной с механизмами развития социальной организации. Кнорозов начал с изучения роли закрытых мужских союзов в управлении обществом, а затем перешел к общему теоретическому изучению системных процессов взаимоотношения общества и власти, развития государственности.
На базе Центра регулярно проводятся научные конференции, в которых принимают участие ведущие исследователи из научных и учебных учреждений России, государств СНГ, стран Балтии, Польши, Мексики, Гватемалы, Франции, Испании, Италии, Австрии и Германии. Традиционно предоставляется возможность выступлений наиболее талантливым студентам. Это тоже один из принципов Кнорозова – считать полноправными коллегами всех, кому есть что сказать по изучаемой теме.
Центр проводит круглые столы по актуальным проблемам российско-латиноамериканских отношений. В обсуждении участвуют и представители российских научных, политических и общественных организаций.
Отдельно следует подчеркнуть, что в рамках научной и образовательной работы Центр сотрудничает с органами исполнительной и законодательной власти России, институтами Российской академии наук. Кроме того, в числе наших партнеров – ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Немало стран, с научными учреждениями которых Центр поддерживает постоянные партнерские отношения – Мексика, Гватемала, Бразилия, Аргентина, Италия, Испания, Польша, Германия, США, Голландия и Франция.
Среди мексиканских партнеров – ведущие научные и образовательные организации Мексики, а также внешнеполитическое ведомство этой страны.
«V»: Существуют ли научные филиалы Центра за рубежом?
Г.Е.: Да, подобная база существует. Важным событием в продвижении и развитии школы Кнорозова стало открытие 3 декабря 2010 года «Центра Кнорозова в Шкарете» (Мексика), созданного по инициативе РГГУ, Университета Веракруса и Парка Шкарет. Символично, что это произошло в годовщину 120-летия установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой.
Созданный исследовательский центр — уникален, и его основной задачей является сохранение и развитие научной школы Юрия Кнорозова. Таким образом, «Центр Кнорозова» может заниматься изучением письма, языка, истории и культуры Мезоамерики, располагая собственной базой на землях майя, в прекрасном культурно-природном парке.
Удивительная история — здание «Центра Кнорозова» расположено рядом с руинами древнего города майя Пполе. Именно в этом городе была изъята последняя рукопись майя — и произошло это в середине XVII века! Кроме того, оказалось, что есть большая вероятность того, что происхождение одной из трех сохранившихся рукописей майя — Мадридской — связанно именно с Пполе.
Центр получил поддержку и со стороны правительств обеих стран. Министерство иностранных дел Мексики выразило готовность выделять гранты российским исследователям для обеспечения научных работ на территории Мексики.
В феврале 2011 года «Центр Кнорозова» в Шкарете приступил к реализации научных и культурных проектов.
«V»: Какие проекты в сфере культурного обмена реализуются Мезоамериканским центром?
Г.Е.: Нами осуществляются разнообразные культурные проекты: это и выставки изобразительного искусства, и различного рода презентации.
Подробнее остановлюсь на одном из наиболее необычных культурно-научных проектов Центра. Им стало воссоздание облика Бернардино Кена — героя Войны Каст, случившейся в 19 веке. Его череп с 1995 года был выставлен в музее Войны Каст селения Тихосуко (полуостров Юкатан, Мексика), считавшегося последним центром сопротивления индейцев, пытавшихся избавиться от «чужаков» и освободить свои земли. Правительственными войсками восстание было подавлено, а предводители убиты. О жестокости этих событий можно судить уже по чудом сохранившемуся черепу Б. Кена, которому буквально снесли полголовы. Череп был выставлен в музее индейского селения в качестве «портрета героя» – для местных индейцев майя он стал объектом поклонения.
В начале 2002 года с черепа удалось снять гипсовый слепок и доставить его в лабораторию Института антропологии и этнологии Российской академии наук. По нему была проведена портретная реконструкция и выполнен бюст Кена, воплотивший его прижизненный облик. В августе этого же года бюст был перевезен в Мексику на Юкатан и вручен Музею селения Тихосуко.
«V»: Деятельность Центра изначально носит комплексный характер – его специалисты работают на стыке истории, филологии, философии, культурологии, психологии и других наук. Случалось ли, что на Центр возлагались представительские и политические функции?
Г.Е.: Да, конечно. Работая в странах Латинской Америки, нам волей-неволей приходится выполнять представительские функции – по нам судят в том числе и о состоянии всей российской науки и культуры. Что же касается функций политических… Приведу такой пример. 3 июля 2007 года в ходе официального визита в Гватемалу президент России Владимир Путин на совместной с гватемальским коллегой пресс-конференции подчеркнул, что «в России всегда с особым вниманием и интересом относились к культуре народов Латинской Америки». «Один из наших соотечественников – господин Кнорозов, мой земляк, житель города Петербурга, – разгадал письменность майя, посвятив этой работе всю свою жизнь», — отметил он. Российский лидер выразил уверенность, что научная деятельность Юрия Кнорозова стала «очень серьезным и существенным вкладом в развитие прежде всего культурных отношений между нашими странами».
Таким образом, победа на голосовании в Гватемале 4 июля того же года российского города Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских Игр 2014 года – это отчасти заслуга Мезоамериканского центра имени Ю.Кнорозова. Глава российского государства оценил наш труд и выразил Центру свою благодарность.
«V»: В завершение нашей беседы, не могли бы Вы подвести некий итог деятельности Мезоамериканского центра за время его существования?
Г.Е.: За 12 лет, несмотря на трудности, Центру имени Ю. Кнорозова удалось не только сохранить уникальную российскую научную школу, но и развиться, превратившись в мировой брэнд, и занять значительное место в отечественном и мировом пространстве. Наш Центр постоянно содействует продвижению позитивного имиджа России в странах Латинской Америки.
С сожалением приходится констатировать, что академические институты США стараются вытеснить единственную российскую школу в области латиноамериканистики с территорий, входящих в сферу влияния Вашингтона. Поэтому в Латинской Америке нам приходится отстаивать научные приоритеты России в довольно сложных экономических и политических условиях. Тем не менее, Центр расширяет круг партнеров не только из научной среды, но и из числа представителей частной инициативы.
Мнение:
Несмотря на разделяющие нас расстояния, различия в культурных традициях, образе и уровне жизни, Россия и Мексика демонстрируют безусловный пример сотрудничества в научной сфере, изучая такую область познания, которая представляет интерес и является важной для всего человечества. Недаром говорится: «Кто не помнит своего прошлого, тот не имеет будущего».